Гражданское и патриотическое воспитание
Организационно-методическая деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса.
.jpg)
"Мая зямля, мая Радзіма, завецца светла- Беларусь!"
Цель: повышение профессиональных и личностных компетенций педагогических кадров.
№ п/п |
Мероприятие |
Форма проведения |
1. | "Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!" : повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. | Мастер-класс |
2. | "Беларуская мова- родная мова!": использование многофункционального пособия в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. | Мастер-класс |
3. | "Беларуская лялька" : создание условий для формирования интереса к истории и культуре белорусского народа через образ традиционной народной куклы. | Мастер-класс |
4. |
«Весной навеянные строки»: создание условий для формирования интереса к истории белорусского народа через творчество |
Мастер-класс |
Национальные ценности и традиции белорусского народа

Сильная и процветающая Беларусь - национально-государственный идеал белорусского народа. Свободолюбие и патриотизм, чувство национального достоинства -важнейшие эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов. Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья, государство - фундаментальные ценности белорусского народа.
Доминирующие социальные качества- толерантность и доброжелательность (добразычлівасць), труд (працавітасць). Общечеловеческие ценности и национальные духовные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность.
Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как:
белорусская государственность,
культура,
язык,
ценности собственной истории,
национальных традиций, обычаев,
общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости,
соблюдения прав человека.
В системе ценностей белорусского общества особое место занимают: территориальная целостность, независимость государства. Благосостояние граждан; общечеловеческие ценности (гуманизм, материнство и детство, уважение к культуре различных стран и народов и др.). Немаловажно уважительное отношение к историческому прошлому народа, толерантность, отсутствие агрессивности по отношению к близким и далеким народам. Также это трудолюбие, бережное отношение к природе.
Воспитываем патриотов с детства

Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
занятия,
игры,
беседы,
разные формы познавательной практической деятельности,
художественная деятельность,
праздники и развлечения;
труд;
образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Акцентирует данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Еще одним немаловажным условием для формирования любви к малой Родине является создание в группах соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Необходимо организовать центр краеведения, где должен быть представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, города, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой. Также вносить элементы этнографии в различные игровые центры.
Одной из наиболее целесообразных форм работы по воспитанию любви к малой Родине и для решения задач патриотического воспитания является проектная деятельность.
Во-первых, она позволит ребёнку почувствовать себя исследователем, самостоятельным человеком.
Во-вторых, проектная деятельность позволяет объединить детей, педагогов, воспитателей в практической деятельности, наиболее эффективно позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Использование метода проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями жизни ребёнка, а также заинтересовать его и увлечь в эту деятельность.
Цель данной проектной деятельности: создание системы работы воспитателя в группе, с привлечением родителей, способствующей формированию положительного отношения к малой родине, воспитанию у дошкольников интереса и любви к семье, к природе, родному городу, с помощью организации краеведческой работы в группе.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является и тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители могут стать непременными участниками не только в рамках семьи, они могут оказать действенную помощь в сборе материалов по родному краю, проведению экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры, на предприятия города, организации выставок и т.д.
Целенаправленная работа по формированию любви к родному городу, краю, их культуре и быту способствуют развитию личности в духе патриотизма. Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а, следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю и культурные традиции.