Советы музыкального руководителя

«Целебные звуки музыки»

Консультация для родителей

«Целебные звуки музыки»

Существует много способов преодолеть скверное состояние души и тела, и один из самых эффективных - погрузиться в чарующий мир прекрасных мелодий. Уже полвека для исцеления от многих болезней успешно используется музыкальная терапия.
Банальная фраза «Все болезни от нервов» часто вызывает у нас ироническую усмешку. Тем не менее, трудно выделить среди наших близких и знакомых людей, у которых не возникало бы порой чувства притупленности в восприятии внешнего мира, недовольства собой, «беспричинной» усталости и даже апатии. На ум тут же услужливо приходит термин «депрессия»...

Уйти от угнетенного состояния помогает многое - например, пребывание на свежем воздухе, вдали от городских шумов. Благотворное влияние на «возрождение» души оказывает слушание шума моря или пения птиц. Уже давно замечено, что в среде любителей пернатых, живущих в окружении скворцов, жаворонков, кенарей и певчих дроздов, много долгожителей. Ученые нашли объяснение этому любопытному феномену - человек генетически связан со звуками, которые издают наши пернатые друзья. Их голоса запрограммированы в структурах мозга как раздражитель, вызывающий эмоции. Они успокаивают нас, снимают усталость с души, приводят в равновесие процессы, происходящие в организме. Дух и тело возвращаются в состояние гармонического сосуществования.

А вот ежедневный городской шум отрицательно влияет на здоровье. По мнению французских исследователей, он является причиной семи из десяти видов неврозов. Кроме того, люди, непрерывно испытывающие воздействие городского и производственного шума, чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонической болезнью и даже желудочно-кишечными заболеваниями - об этом говорит неумолимая статистика. Однако шум шуму рознь. Роженицы и новорожденные переносят родовые боли легче под расслабляющие звуки - легкий шум морского прибоя, мерный шелест лесной листвы, пение птиц, журчание ручья. С этой целью, а так же для исцеления от многих болезней в странах западной Европы и США еще с конца 1940-х годов успешно используют музыкальную терапию. Кстати, США оказались первой страной в мире, где врачи уже во второй половине прошлого столетия стали успешно применять музыку для лечения фантомных болей, возникающих обычно после ампутации конечностей и нередко носят мучительный, изнуряющий характер. И некоторые результаты такого лечения просто ошеломляют.

В последнее время исцеление музыкой не только неврозов, но и целого ряда болезней находит эффективное применение и в нашей стране.
Между тем постоянное пребывание в пониженном настроении не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Если оно не проходит в течение дня или более, то врачи говорят о неврозах, способных принимать самые разные обличья.

Классический пример невротической личности - великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его собственная музыка, получившая мировое признание, нередко являлась причиной возникновения у автора подавленного состояния. И вместе с тем, в одном из писем Чайковский признавался - «Если бы не музыка, я бы сошел с ума!» Даже на Льва Толстого, который не причислял Чайковского к своим любимым композиторам, произвел настолько сильное впечатление его Первый струнный квартет, что писатель разрыдался при его прослушивании.

Первым теоретиком музыки считают древнегреческого философа Пифагора. До нас дошла, в частности, история об одном музыкальном приеме, который использовал этот древний мудрец в житейской практике. Однажды Пифагор увидел разъяренного юношу, которому изменила возлюбленная. Пребывая в состоянии аффекта, молодой эллин намеревался поджечь дом своей неверной избранницы. Тогда Пифагор приказал находившемуся поблизости музыканту-флейтисту сыграть нежную, успокаивающую мелодию. Слыша эти умиротворяющие звуки, отвергнутый любовник поостыл и пришел в себя. Катастрофы удалось избежать. По свидетельству одного из учеников философа, с помощью музыки Пифагор «легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде - скорбь, раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения, гнев, желание, распущенность, горячность, - выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Итак, разумно подобранные мелодии действуют как спасительные целебные составы. Но этим дело не ограничивается. Каждый музыкальный инструмент, обладающий индивидуальным «голосом», по-своему влияет на конкретные органы человеческого организма. Еще в средние века горожане замечали, что во время эпидемий чумы, холеры, тифа близ храмов и монастырей смерть не косила людей, тогда в этом видели силу божественной защиты. И только в наше время достоверно выяснено, что колокольный звон создает не только праздник для души, оказывая положительное эмоциональное воздействие на психику, но и убивает многие болезнетворные бактерии. И эту позитивную нагрузку выполняют инфра- и ультразвуки, которые наше ухо не слышит.
А наш современник, солист Московской государственной филармонии, Сергей Судзиловский рассказал в одном из интервью: «Ценители музыки в более чем в тридцати странах мира, слышавшие звучание моей виолончели, изготовленной еще в XVI веке, отмечают ее особый «голос». И по тембру звучания сравнивают ее с подлиннымцелительством и души, и тела».

Одно время популярный французский актер Жерар Депардье страдал нарушением слуха. Ему очень повезло, что на помощь пришел известный отоларинголог Альфред Томатис. Врачу удалось полностью восстановить слух знаменитому пациенту.
Конек этого целителя - музыкальная терапия. Томатис установил, что классическая музыка обладает поистине волшебными свойствами. Радиоаппаратура, внедренная в ухо пациента с ослабленным слухом, транслировала музыку Вивальди. Как установил Томатис, в сочинениях этого композитора «проскальзывают» плавные, длящиеся в течении 30 секунд, переходы от форте к пиано. А это совпадает с биоритмами полушарий головного мозга. Позже Томатис пришел к выводу, что подобное положительное воздействие оказывают и некоторые церковные песнопения, и сочинения Моцарта, Чайковского, Баха, Генделя и даже короля вальсов Иоганна Штрауса.

Как же объясняют специалисты в области музыкальной терапии благотворное влияние музыки на здоровье человека? Во-первых музыка вызывает в памяти слушателя приятные картины из прошлой жизни. Во-вторых, музыка тренирует отдельные функции организма. И, в-третьих, звуки музыки оказывают вибрационное воздействие на органы. Когда частота музыкального звука совпадает с частотой внутреннего органа, то возникает явление резонанса. Оно заметно «подстегивает» работу органа и соответствующей системы организма. Методика так называемой звукорезонансной терапии уже и как показывает лечебная практика, она реально помогает пациентам.

Даже если у вас, к счастью, нет существенных проблем со здоровьем, используйте музыку в процессе учебы или творческой работы. Если красивая мелодия будет звучать тихо, как бы на заднем плане, то вы на деле ощутите, насколько повысится усвояемость нового материала и производительность труда.

Подготовила:
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад №31 г.Молодечно»
Коптева М. А.

свернуть

Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребенком

Консультация для родителей

Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребенком

В первые годы жизни малыш полностью зависит от взрослых и в большинстве случае беспрекословно подчиняется их требованиям. Но постепенно у него формируется собственное понятие об окружающем мире, появляются свои взгляды, принципы и желания. Нередки случаи, когда родители уже не в состоянии совладать с 5-летним малышом, который не отличается спокойным нравом и стремится к познанию мира эмпирическим путем, нарушая многочисленные условности и запреты.

Как же вразумить ребенка и помочь ему не только адаптироваться к окружающей среде, но и постичь причинно-следственные связи, которые заложены в основе ее существования?

Конечно, можно пытаться убеждать малыша с помощью красноречивых примеров, часами объясняя ему, что те или иные поступки выходят за рамки дозволенного, или же прибегать к наказаниям, вырабатывая у ребенка страх, ненависть и формируя комплекс неполноценности. Однако наиболее простым способом достижения взаимопонимания с малышом является музыка, благодаря которой он раскрывается с лучшей стороны, неосознанно отказываясь от примеряемых образов отрицательных героев, которым зачастую пытается подражать в своих играх.

Не стоит насильно заставлять ребенка слушать классическую музыку, превращая процесс его духовного развития и совершенствования в экзекуцию, которая вызовет у малыша агрессию и непонимание. Произведения различных авторов должны на первых порах звучать в доме фоном в то время, как все члены семьи заняты своими делами.

Насколько бы не был замкнут малыш, и как бы не стремился продемонстрировать родителям свое непослушание и своеволие, очень быстро он начнет спрашивать, а что именно за музыка звучит. Проявление подобного интереса – первый шаг к взаимопониманию между детьми и взрослыми, хрупкий мостик, который со временем родителям предстоит укрепить.

Когда малыш выучил названия музыкальных произведений, которые наиболее часто звучат, можно ненавязчиво предложит ему поиграть в игру под названием «Угадай мелодию». В возрасте 5-10 лет всем без исключения детям хочется, чтобы взрослые обращали на них внимание как можно чаще, поэтому они прибегают к различным уловкам, которые порой носят далеко небезобидный характер.

Стремление ребенка заявить о себе тем или иным способом можно эффективно использовать в налаживании взаимоотношений во время музыкальной игры, когда он получит возможность не только привлечь внимание родителей, блеснув перед ними своими познаниями, но и заслужить их одобрение, а не порицание.

Впоследствии игру можно усложнить, используя для этого музыкальные инструменты. Самый оптимальный вариант – создать домашний оркестр из игрушечного фортепиано, губной гармошки, дудочки, скрипки либо гитары, предложив малышу по памяти воспроизвести наиболее понравившиеся ему мелодии.

Если в игру включатся другие члены семьи, которые наравне с малышом будут пытаться сыграть либо напеть тот или иной мотив, то подобные уроки совместного творчества помогут установить между родителями и малышом теплые и доверительные отношения. Ребенок должен почувствовать, что взрослые воспринимают его, как равного себе, и понять, что даже если он совершает ошибки, то это не станет поводом для того, чтобы его высмеивать. Ведь папа и мама, пытаясь подобрать мелодию, также ошибаются, но при этом не испытывают страха либо смущения, а стремятся исправить ситуацию.

Параллельно можно обсуждать с малышом те произведения, которые произвели на него наиболее сильное впечатление, пытаясь проводить аналогию между музыкой и жизнью. И очень скоро малыш начнет самостоятельно давать характеристику услышанному, с радостью делясь своими открытиями со взрослыми и, тем самым, укрепляя эмоциональную и духовную связь, которая благодаря музыке возникает между детьми и родителями.

Подготовила:
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад №31 г.Молодечно»
Страмковская С. Е.

свернуть

Знаёмства з музыкай беларускіх кампазітараў. М.Агінскі

Кансультацыя для бацькоў

“Знаёмства з музыкай беларускіх кампазітараў. М.Агінскі.”

Біяграфія Міхаіла Клеафаса Агінскага поўная ўзлётаў і падзенняў, высокай самаахвярнасці, лунання творчага духу і горычы паражэнняў.

Паходжанне

Будучы кампазітар нарадзіўся 25.09.1765-га недалёка ад Варшавы, у маёнтку Гузаве Мазавецкага ваяводства. Па паходжанні князі Агінскія не былі палякамі. Іх продкамі гісторыкі называюць заходніх русінаў (беларусы, якія прынялі каталіцызм). Дзядзька будучага кампазітара быў ваяводам у Вільні і вялікім гетманам літоўскім.

 Адукацыя

Усё ў сям'і Міхаіла былі ўпэўненыя, што хлопчыку, як і яго вялікім папярэднікам, прыгатаваная паспяховая палітычная кар'ера. З малых гадоў бацькі мэтанакіравана навучалі і выхоўвалі сына, бачачы ў ім будучага ваеначальніка або дзяржаўнага дзеяча. У сям'ю быў запрошаны былы гувернер аўстрыйскага імператара, адзін з лепшых педагогаў у Еўропе. Сур'ёзнай была падрыхтоўка маленькага Агінскага-ужо з сямігадовага ўзросту яго навучальныя заняткі доўжыліся па 16 гадзіну. у дзень. Бацькі знаходзілі час і для навучання сына музыцы, прычым да гэтага ставіліся вельмі сур'ёзна.

Мяцежны міністр

 У 19 гадоў М. Агінскі становіцца дэпутатам у польскім сейме, затым яго накіроўваюць у якасці пасла ад Рэчы Паспалітай у Нідэрланды і Вялікабрытанію. У дваццаць восем Агінскі займае пасаду міністра фінансаў ВКЛ. Бліскучую палітычную кар'еру азмрочвалі ўнутраныя звады ў краіне. Маладому палітыку давялося зрабіць выбар: ён стаў адным з удзельнікаў паўстання Т. Касцюшкі. Удзел маладога міністра ў дадзеным мецяжы не было фармальным: уклаўшы ўласныя сродкі, Агінскі фармуе і ўзбройвае атрад у 2000 чал., і не без поспеху разгортвае партызанскую барацьбу супраць рускіх. Паўстанне Касцюшкі было задушана войскамі Расійскай імперыі, Аўстрыі і Прусіі. Самога Касцюшку паланілі, а Міхаіл Агінскі вымушаны быў бегчы.

Паланэз " Развітанне з Радзімай”

Да таго часу на яго рахунку ўжо быў значны спіс музычных твораў, але ні аднаму з іх не ўдалося паўтарыць поспех легендарнага паланэза.

"Развітанне з Радзімай", часта званы проста паланэз Агінскага-Паланэз ля мінор, быў напісаны ў 1794 годзе, як мяркуецца, у маёнтку Залессе пад Маладзечна . Адзін з самых вядомых Паланэзаў. Лічыцца, што Агінскі напісаў гэты твор, пакідаючы Рэч Паспалітую.

Першапачаткова было напісана для клавіра, існуюць перакладання для розных інструментаў і аркестроўка. Паланэз запісаны шэрагам вядомых выканаўцаў, у тым ліку Вандай Ландоўскай (на клавесіне). Ансамбль "Песняры" выконвае паланэз Агінскага з тэкстам на рускай і польскай мовах, напісаным кіраўніком калектыву Вячаславам Шарапавым. Таксама вядомы беларускі тэкст, напісаны бардам і паэтам Сержуком Сокалавым-Воюшам.

"Паланэз Агінскага" даў назву аднайменнаму фільму.

«Паланэз Агінскага» разглядаўся як варыянт дзяржаўнага гімну Беларусі, аднак, на думку дзяржаўнай камісіі, які адхіліў гэты варыянт, ён занадта складаны для выканання і разумення ў якасці афіцыйнага гімна.

Катастрофа

 Паўстанне Касцюшкі абярнулася для Польшчы сапраўднай катастрофай. У выніку чарговага тэрытарыяльнага падзелу краіна знікла з карты свету, Агінскі ж пазбавіўся ўсіх яго маёнткаў. У выніку Агінскі застаўся без якіх бы там ні было сродкаў да існавання.

 Уцёкі

 У гэты час асабістае жыццё Міхаіл Клеафаса Агінскага таксама апынулася на мяжы разбурэння. Яго жонка Міхаіла Ізабэла не падзяляла настрояў мужа, неўзабаве яго пакінула. Агінскаму прыйшлося ў адзіночку хавацца ў Еўропе, мяняючы месца пражывання і імёны.

Круты паварот у 1802-м новым рускім імператарам Аляксандрам I была абвешчаная амністыя для ўсіх удзельнікаў паўстання Касцюшкі. Агінскаму не толькі было падаравана права вярнуцца дадому, ён атрымаў назад усе свае ўладанні. Князю Агінскаму цяпер можна было пасяліцца ў сваім Залескім маёнтку, дзе ім была пабудавана Сядзіба і закладзены парк.

 Вяртанне ў вялікую палітыку

У 1810-м дваранствам Гродзенскай і Віленскай губерняў Міхаіл Агінскі быў накіраваны да расійскага цара Аляксандра I у якасці дарадцы па справах краю. Так Міхаіл Агінскі вярнуўся ў вялікую палітыку, стаўшы расійскім сенатарам і увайшоўшы ў лік давераных асоб цара.

Апошнія гады

У 1817-м Агінскі зразумеў, што стаміўся ад палітыкі. Ён вызваліўся ад паўнамоцтваў сенатара і вярнуўся на радзіму. Нейкі час князь пражываў у сваім маёнтку, затым у Варшаве і Вільні. У 1823-м Агінскі, здароўе якога значна пахіснулася, пераехаў у Фларэнцыю. Тут князь правёў свае апошнія гады. Пахаваны Міхаіл Агінскі ў царкве Санта Крочэ (Фларэнцыя), у пантэоне выбітных асоб. Побач з ім спачывае прах Галілеа Галілея, Нікола Макіявелі, Мікеланджэла Буанароці і Дж. Расіні.

 А напісаны ім музычны шэдэўр-паланэз "Развітанне з Радзімай" - працягвае зачароўваць сэрцы слухачоў. Паланэз Агінскага з'яўляецца адной з найбольш папулярных мелодый. Што асабліва важна, на думку гісторыкаў і музыказнаўцаў: Паланэз, напісаны мяцежнікам Агінскім, з'явіўся музыкай, якая прымірыла пераможцаў і пераможаных. Вялікаму твору і яго аўтару на працягу некалькіх стагоддзяў надаюць увагу мастакі, пісьменнікі, дзеячы кіно. Фрагменты несмяротнай музыкі гучаць як рынгтоны, выкарыстоўваюцца ў мастацкіх фільмах.

Подготовила:
музыкальный руководитель
ГУО «Ясли-сад №31 г.Молодечно»
Рак Д. А.

свернуть

Моцарт-эффект: улучшаем интеллектуальные способности малыша

Моцарт-эффект: улучшаем интеллектуальные способности малыша

Исследования, связанные с влиянием музыки на развитие детей, проводились еще в Древнем Риме такими учеными, как Платон и Аристотель, которые считали, что даже простая и незатейливая мелодия способна активизировать в человеке скрытые физические и интеллектуальные способности.
Однако лишь в середине 90-х годов прошлого века эта теория нашла научное подтверждение, когда группа специалистов Калифорнийского университета доказала, что прослушивание музыки Моцарта в течение 10-15 минут дает краткосрочный всплеск активности головного мозга, благодаря которому способности человека к аналитике и обобщению полученных данных заметно увеличиваются.
Участниками первых экспериментов стали студенты университета, которым предлагалось после прослушивания произведений Моцарта решить сложную математическую задачу. В подавляющем большинстве случаев результаты оказывались блестящими.
Моцарт-эффект стал толчком к новым исследованиям, которые проводились учеными из разных стран мира. Обобщенные выводы, к которым пришли специалисты из США и Швейцарии, Дании и Германии, свидетельствуют о том, что Моцарт-эффект имеет место не только при прослушивании музыки знаменитого австрийского композитора, но и характерен для большинства классических произведений. При этом в большей степени ему подвержены дети в возрасте от 3 до 10 лет, у которых головной мозг еще находится в стадии формирования.
Сравнивая интеллектуальные способности обычных малышей и детей, которые систематически слушают классическую музыку, ученые пришли к выводу, что у последних более развито левое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за языковые способности человека, возможность более оперативно усваивать полученную информацию. Кроме этого, у детей, которые регулярно слушают классику, наблюдался более высокий уровень концентрации внимания, а также ярко проявляются аналитические и математические способности.
В результате изучения Моцарт-эффекта специалисты пришли к выводу, что ежедневное прослушивание классической музыки в течение 20-30 минут способствует развитию речевых навыков малыша, улучшает его память, помогает без труда освоить алфавит и научиться бегло читать, а также раскрывает его счетно-арифметические способности, способствует правильной координации движений и даже активирует абстрактное мышление.
Движущей силой, которая запускает столь сложный механизм в коре головного мозга ребенка, является ощущение радости от прослушивания классической музыки. Именно благодаря ему интеллектуальные способности малыша увеличиваются в среднем на 20-40%. Правда, Моцарт-эффект обладает кратковременным действием, и уже через 40-50 минут после того, как музыка перестает звучать, головной мозг малыша словно бы «засыпает».
Тем не менее, на основе данного открытия сегодня разработано множество образовательных методик для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ряде европейских стран сегодня с успехом действуют учебные заведения с расширенным преподаванием музыки, где наблюдается более высокий уровень интеллектуального развития детей даже при том, что программы по некоторым общеобразовательным предметам приходится сокращать, чтобы увеличить количество часов, посвященных музыкальному образованию учащихся. Поэтому многие ученые приходят к выводу, что классическую музыку следует использовать и в тот момент, когда ребенок находится за пределами школы либо детского сада. Фоновое звучание классических произведений в то время, как ребенок играет, рисует либо выполняет домашнее задание, позволит ему добиться более высоких результатов.

свернуть

«Признаки музыкальной одарённости»

«Признаки музыкальной одарённости»

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений и ценное общества в целом.

       Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.  Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

       Одаренность  —это  системное,  развивающееся  в  течение  жизни  качество психики,   которое   определяет   возможность   достижения   человеком   более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими  людьми. 
    Одаренный ребенок  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Музыка - источник особой детской радости.  В ДОУ имеется всё необходимое для осуществления работы по  музыкальному воспитанию.     Музыкальный зал оборудован музыкальным центром, микрофонами    фортепиано, телевизором, DVD проигрывателем. В групповых комнатах оборудованы  всем необходимым набором учебно-дидактических пособий, оборудованием и игрушками  музыкальные уголки. Дети с удовольствием рассматривают альбомы с портретами композиторов, играют на «немой клавиатуре» и поют,  играют в музыкально-дидактические игры. Такие условия созданы для занятий музыкой в повседневной жизни.  

     Выявлять музыкальные  способности начинаем  у детей  с 2-х летнего возраста.      В раннем возрасте ребёнок естественно открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Благодаря грамотным занятиям у малыша постепенно развивается музыкальный слух, а музыкально-ритмическое развитие естественным образом  вливается в жизненный ритм малышей. Чтобы закрепить эффект раннего музыкально-ритмического развития, в помощь родителям оформляю папки-раскладушки   с рекомендациями и песенным репертуаром.    Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей

стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный  пением  ребенок может дома с энтузиазмом исполнять выученные в детском саду песни, попевки,

танцы,  но при этом не проявлять аналогичной активности непосредственно на музыкальном занятии.    

       В художественно-эстетической деятельности выделяют хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. Одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Дети с удовольствием принимают участие при разучивании музыкально-ритмического материала к музыкальной сказке «Колобок», участвуют в театрализованной деятельности, разучивают и исполняют стихи, песни, танцы, водят хороводы и участвуют в инсценировках. Иногда родители на празднике или развлечении узнают о наличии признаков одарённости у своих детей. Присутствие родителей на празднике или развлечении в детском саду, концертной площадке или на массовом городском мероприятии создают для детей мощный стимул для работы над музыкальным материалом. А  совместное исполнение песни или танца вместе с мамой или папой оставляют в памяти детей много радостных воспоминаний.

      Становление системы музыкальности у музыкально одаренных детей подчиняется общим закономерностям развития музыкальных способностей в онтогенезе и характеризуется: опережающим развитием эмоциональной отзывчивости на музыку и сенсорных компонентов этой системы; ярким и интенсивным развитием музыкального мышления, опосредованным быстрым усвоением музыкального языка. Высокий уровень творческости и интеллекта у этих детей служит основой гармоничного развития репродуктивного и продуктивного компонентов музыкального мышления.

Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Диагностика музыкальности представляет собой процесс, состоящие аз последовательных, проводимых ежегодно циклов диагностических обследований и систематических наблюдений за музыкальным развитием ребенка. Структура диагностики музыкальности и музыкальных способностей определяется принятой в исследовании структурой музыкальности и составляющих ее музыкальных способностей. Диагностирование детей проводится строго индивидуально.

      У детей с общими задатками одаренности, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно, по-видимому, главным образом за счет интеллектуальных механизмов.

свернуть

«Танец и музыка, как средство оздоровления детей»

«Танец и музыка, как средство оздоровления детей»

 

Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.

Так же известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Она способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать ее умственную и физическую деятельность. Давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней. Формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.

Использование музыки и танца как средство терапии может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, снимать нервное напряжение.

Танец имеет большое воспитательное значение. Танцевальные упражнения не требуют специальной подготовки, определенной площадки, они прививают занимающемуся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.

Танец может служить как средство установления межличностных отношений. Проявления индивидуальности личности ребенка, самовыражения, самоутверждения.

Малыши как правело очень подвижный народ. И сегодня все чаще врачи отмечают увеличение количества детей с повышенной двигательной активностью – гиперактивностью. Они не могут усидеть на одном месте более 10 минут, задают много вопросов, не выслушивая ответы. Перебивают, прыгают, очень импульсивные, не когда не ложатся спать во время и т. д.

Поэтому, овладев умением расслабляться, можно поправить не только физическое, но и психическое состояние, улучшается память, внимание, мышление, легче становиться общение с окружающими. Ребенок лучше справляется со стрессовыми ситуациями.

Предлагаем вам примерный комплекс упражнений на расслабление в виде домашних заданий. Их можно выполнять с речитативами, стихами образного характера и другими движениями:

 

 

 

 

«Медузы»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

 

Я лежу на спине, как медуза на воде.

Руки расслабляю, в воду опускаю,

Ножками потрясу, и усталость сниму.

 

«Шалтай-Болтай»

 

И. П. – стоя, руки расслабленно в низ.

Шалтай-болтай Свободные повороты туловища

Сидел на стене, с расслабленными руками вниз.

Шалтай-болтай Свободные махи руками.

Свалился во сне.

«Руки вперед, кисти в кулак»

И. П. - сидя на стуле или стойка ноги врозь.

1-2 Руки вперед, кисти в кулак

3-4 Руки расслабленно опустить на бедро.

5-6 Руки вперед, кисти в кулак.

7-8 Руки в верх, кисти в кулак.

«Отдых»

А- сидя, прогнуться, напрячь все мышцы тела, затем расслабиться.

Б - сидя, удерживать поднятые ноги, затем расслабиться.

В - сидя, держась за стул руками, тянуть его на себя, затем расслабиться.

«Лучшие качели»

И. П. – стоя в основной стойке.

Лучшие качели - Пружинистые полуприседания,

Руки свободно качаются назад.

Гибкие лианы, Волнообразные движения руками в

стороны.

Знают обезьяны. В стойке ноги врозь полуприсед

И встать. Руки вправо-влево.

Кто на них качается, Наклоны вправо- влево, руки

Согнуты в стороны, предплечья

Вверх, ладони вперед.

Да-да-да! Три наклона головой вперед.

Тот не огорчается Пружинистые полуприседания.

Ни-ког-да! Повороты головы налево, направо.

(Данные упражнения можно сопровождать любой спокойной музыкой.)

свернуть

«Музыкотерапия»

«Музыкотерапия»

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Музыкотерапия  - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.

  Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

   Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.

   Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

   В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.

   Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.

   "Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.

   Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

   Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.

   Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

   В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

  Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.

   Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

  1. Использовать для прослушивания только то, произведение, которое нравится детям;

  2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;

  3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

свернуть

«Поём вместе с мамой»

«Поём вместе с мамой»

«Когда начинать музыкальное воспитание?» На этот вопрос хорошо отвечает венгерский композитор и педагог Золтан Кодай: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше - за девять месяцев до рождения его матери».

С самого рождения младенец попадает в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков - сердитых, нежных, громких, тихих, взрослых, детских. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. В 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит - гулит, бормочет, иногда даже напевает.

Ребенок очень тонко улавливает интонации. На ласковый тон - улыбается, тянется ручками. На сердитый тон - пугается, плачет. Постарайтесь по мере возможности беречь его от звуков громких, диссонирующих резких звуков. Мелодичные, тихие, нежные звуки действуют на младенца успокаивающе, доставляют удовольствие.

Особенно благотворное влияние на ранее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери. С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни.

К большому сожалению сегодня, песня у колыбели ребенка, все больше уходит из семейной жизни. Некоторые мамы стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники. Если хотите, чтобы ваши дети полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей - самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Хорошо, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память. Ведь пение - это не только музыка, но еще и стихи. Раннее пение - это путь к развитию музыкальности.

Голосовой аппарат ребенка - инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. В этом возрасте очень легко «сорвать» голос ребенка. И поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду.

Решающую роль играют родители. В исполнении взрослых как они слышать, так и им подражают.

Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать своим пением голос малыша. Пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.

Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Если вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев - быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева -прыгает.

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость.

Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукивать каблучком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто малыши танцуют, не слушая музыку. Обратите на это внимание. Объясните, что под марш нужное маршировать, под плавную музыку выполнять медленные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами под нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение.

свернуть

« Создание музыкальной среды дома »

 

« Создание музыкальной среды дома »

В первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких людей, и только семья способна развить его эстетические чувства, интерес, и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает. Основы эстетического воспитания закладываются в семье.

Если вы просто напеваете, он уже приобщается к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вдохновения. Музыкальные способности могут проявляться рано, а их отсутствие (что может показаться вам на первый взгляд) нельзя считать действительным  - вопреки мнению большинства - музыкальным слухом обладает каждый  человек. Другое дело, что у одних этот слух выражен ярко, у других нет. Толька ваша увлечённость и забота о приобщении ребёнка к музыке, создание вокруг него музыкально - эстетической среды и необходимых при этом знаний помогут заложить в ребёнке «ядро» музыкальности.

Для успешного развития музыкальных способностей ребенка необходима музыкальная предметно-развивающая среда, окружающая ребенка в детском саду, семье и социуме, которая может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог или родитель способен организовать такую среду.

Основной совет, который можно дать родителям, - больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью.

Для развития ребенка в музыкальной среде используйте формы совместной деятельности, которые могут сыграть большую роль в создании дружеской и творческой атмосферы. Для этого можно использовать несколько вариантов:

Семейные праздники: При подготовке необходимо составить программу, предусмотрев сюрпризные моменты, заранее позаботиться о подборе музыки. Это может быть маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или весёлые сценки из семейной жизни.

Старших дошкольников можно привлечь к подготовке праздника украшением комнаты, изготовлением поздравительных открыток и сувениров.

Домашний театр: Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребёнком из папье-маше, дерева, картона, ткани. Для музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты-самоделки c  разными шумовыми эффектами.

Развлечения с использованием музыки: Совместное пение или пение взрослыми для ребёнка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации («У медведя во бору», «Каравай», «Репка»).

Создание домашнего оркестра: Для этого подойдут барабанчики, бубны, колокольчики, металлофон и др., можно использовать деревянные или металлические ложки, детские погремушки, бутылки. Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикреплённых к ниткам, пластиковых футляров, жестяных банок и т.п. Ёмкость наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Необходимо предоставлять больше возможности своему ребёнку экспериментировать с разными предметами.

С помощью таких простейших инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения: отстучать палочками, брусочками своё имя или имя папы, мамы, брата и т.д.; ритм слов, например «ма-ма, ма-моч-ка; па-па, па-поч-ка»; ритм знакомых попевок: «со-ро-ка, со-ро-ка, где бы-ла? Да-ле-ко!» и т.д.; сопровождать собственное исполнение песенки или музыки.

Большое познавательное значение для детей имеют видеопрограммы о композиторах и музыке, посещение музыкальных вечеров, спектаклей, концертов.

Итак, мамы и папы, вы получили некоторые рекомендации и основные ориентиры о процессе музыкального воспитания детей. Наряду с этим, вы совершенствуете собственные музыкальные способности. Учите детей слушать музыку, вызывая у них желание петь, танцевать, играть.

Если музыка войдёт в ваш дом, жизнь в нём станет светлее и радостнее.

Памятка для родителей.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека не одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

От природы все мы музыкальны!

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Коптева М.А.

свернуть